СЕМИНАР АСПИРАНТА ТГУ МАРИНЫ КОРНЕЕВОЙ Обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов направления "Прикладная механика" с использованием кейс-метод

10 октября 2017 года в целях реализации Программы повышения конкурентоспособности ТГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. и проекта «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей английского языка НИ ТГУ» был проведен научно-методический семинар аспирантом Корнеевой Мариной Александровной «Обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов направления "Прикладаня механика" с использованием кейс-метод». 

В рамках семинара были рассмотрены некоторые теоретические основы дискурс-анализа, была подчеркнута его многогранность, а также актуальность обучения иноязычному дискурсу в контексте современных образовательных тенденций. 
Данная актуальность, главным образом, обусловлена потребностью современного общества в специалистах, готовых к участию в межкультурном взаимодействии в профессиональной сфере. Исследуются теоретические основы и особенности профессионального иноязычного дискурса направления «Прикладная механика». С целью выявления особенностей данного типа дискурса приводились категории дискурса, сформулированные М.Л. Макаровым и С.К. Гураль, рассматривается типология дискурса В.И. Карасика, согласно которой исследуемый тип дискурса наиболее соответствует характеристикам и стратегиям научного дискурса, а также исследуются лежащие в его основе модели коммуникации, позволяющие определить коммуникативные цели профессионального иноязычного дискурса направления «Прикладная механика». Как особо подчеркивается в работах Н.Д. Арутюновой и С.К. Гураль, дискурс не может существовать вне контекста. Как следствие, на семинаре были рассмотрены особенности профессиональной реализации специалиста в области прикладной механики. 

Среди особенностей были отмечены обширные возможности для участия специалистов данной предметной области в ряде интеграционных проектов, в рамках которых представители нескольких университетов из разных стран совместно решают актуальные профессиональные задачи, обмениваются опытом, читают и слушают лекции на английском языке. Поскольку характер профессиональной реализации специалиста тесно связан с особенностями его подготовки, представляется целесообразным применение кейс-стади метода (case study method) в иноязычном обучении студентов-бакалавров направления 15.03.03 «Прикладная механика», так как основу данного метода составляет коммуникативная деятельность, детерминированная профессиональным контекстом. Итак, в рамках представленной модели обучение происходит в четыре этапа: ознакомительный, стандартизирующий, варьирующий и творческий в соответствии с принципами коммуникативности, профессиональной направленности, активности, межпредметной координации, мотивации, поэтапности в формировании речевых навыков, сознательности. Содержание обучения включает предметный аспект, опирающийся на сферу общения специалистов в области прикладной механики, и процессуальный аспект, включающий формирование ключевых навыков и умений специалиста в данной предметной области. Основу творческого этапа обучения профессиональному дискурсу составляет применение кейс-стади метода, включающее следующие этапы: введение в кейс, анализ ситуации, презентация и дискуссия, подведение итогов. Результаты начального и промежуточного контроля опытного обучения показывают положительную динамику в развитии навыков работы с профессиональным аутентичным материалом, готовность к совместному решению профессиональных задач на английском языке, умение вести дискуссию на профессиональные темы на английском языке, умение презентовать результаты проведенного исследования.
Фотографии: